Слонова Татьяна Владимировна, воспитатель
Описание опыта работы 2019Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Если справедлива пословица: "По одежде встречают, по уму провожают", то она, в первую очередь, приложена к человеческому общению, где слова - "одёжки" наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции: 1. является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека; 2. является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов; 3. используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий планирования работы, проверки и оценки ее результатов; 4. является средством удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно развивались, необходимы соответствующие условия, которые возникают в процессе самого общения и деятельности взрослого и ребёнка. Большую тревогу среди педагогов вызывают проблемы связанные с развитием речи у детей. Нарушения речи у детей до 3-х лет, по степени распространенности, занимает третье место, относительно других нарушений (примерно 20%). Одним из важных приобретений ребенка является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Театрализованная деятельность детей не проявляется сама собой. Огромная роль в этом отводится воспитателю, который должен умело направлять данный процесс. Педагог должен учитывать творческие возможности детей, возрастные особенности, строить свою работу в соответствии с требованиями построения театрализованной игры. Такие виды игр могут использоваться в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Полезно использовать любые моменты в жизни детей для вовлечения их в мир театра. Данную форму работы следует использовать систематически, так как от игры к игре нарастает активность детей они более точно входят в образ героев, овладевают средствами выразительности, начинают чувствовать ответственность за успех игры. В своей работе я часто использую театрализованную деятельность. Я считаю, что это – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя! Хотелось бы также отметить благоприятное влияние театрализованной деятельности на психическое и личностное развитие детей. Джанни Родарри писал: «Не поучать и обучать, а играть, фантазировать, сочинять придумывать - вот что необходимо ребенку» Мне бы хотелось, чтобы данное высказывание известного писателя стало девизом для каждого воспитателя! Однако театр — это не только радость, смех, эмоции, это еще и мощное средство воспитания, обучения и развития детей. В педагогической литературе очень часто можно встретить такое понятие как «Театрализованная деятельность». Самый распространенный вид детского творчества, направленный на развитие у ее участников ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее). Театрализованные игры можно разделить на две группы: режиссерские игры и игры – драматизации. К режиссерским играм относятся: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, кукольный театр. К играм-драматизациям относятся: инсценирование потешек, песен, сказок, небольших литературных текстов. «Театрализованная деятельность» как понятие, законодательно закреплено в ФГОС дошкольного образования, так как позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с окружающим миром и общественными явлениями до физического совершенствования. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театральные игры способствуют развитию чувства партнерства и усвоению социальных норм и правил, а значит являются эффективным средством социализации дошкольника. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Театрализованные игры, при грамотном построении, могут во многом помочь в решении данной проблемы. Во-первых, в процессе игры дети отвечают на вопросы кукол, сами говорят вместо них, выполняют их просьбы, входят в образ героя, тем самым активизируют весь свой словесный потенциал. Во-вторых, дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют готовый литературный материал, а значит, в значительной мере расширяют свой словарный запас. В-третьих, умело поставленные вопросы воспитателя в процессе игры, заставляют ребенка думать, анализировать, делать выводы, высказывать свои мысли, чувства в монологической форме. В-четвертых, в процессе работы над выразительностью реплик незаметно формируется звуковая культура речи, ее правильный грамматический строй. Широки и воспитательные возможности театрализованной деятельности. Она помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, развивает творческое воображение, формирует художественный вкус. Когда ребенок смотрит представление, он сопереживает героям, учится отличать «хорошее» от «плохого», приобщается к духовно-нравственным ценностям. С этой точки зрения театр является источником развития эмоциональной сферы ребенка. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; - развитием коммуникативных качеств личности; - художественным образованием и воспитанием детей. Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка. 1. Актуальность В качестве основного принципа дошкольного образования ФГОС ДО выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития». Работая с детьми раннего возраста, я, заметила, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: - разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту; - постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; - формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; - взаимодействие детей со взрослыми. В детский сад малыш приходит в возрасте 1.5 лет. В этом возрасте закладывается основа речевых умений, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения. В этот период очень важно развивать понимание речи, через расширение ориентировки в пространстве. Учить узнавать и называть признаки предметов, героев рассказов, стихов, потешек. Понимать и соблюдать простейшие правила поведения. В этот период, я проводила работу по развитию речи - через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности. А также, на занятиях по развитию речи с использованием наглядных средств (с игрушками, изображениями предметов или игрушек на картинках, с иллюстрациями, с театральными пособиями). 2.Перед детьми второй группы раннего развития я поставила задачи: развивать понимания речи, уметь подражать речи взрослого, накопить словарь использовать речь, как средство общения с окружающими. Главная задача – развитие активной речи (воспроизведение слов и коротких фраз), для свободного общения со взрослыми и детьми. Ребёнок должен уметь задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления. 3.Для успешного, решения этих задач - рекомендую широко применять театрализованную деятельность. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает: фантазию, воображение, память. Учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия «добра и зла». Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать - для детей это настоящее чудо! 4.Цели использования театральной деятельности: развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;обогащение словаря детей, активизация его;совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками,развитие художественного вкуса.
- многое в нашем театральном уголке сделано руками родителей - просвещаем по теме театрализованной деятельности( буклеты, выставки, консультации) - привлекаем участвовать в роли зрителей - привлекаем к совместной деятельности с детьми Мы видели как родители волнуются участвую сами, какие эмоции у них на лице, им это нравиться участвовать вместе с ребенком окунуться в детство, мы от них получаем в дальнейшем больше отдачи. они становятся более отзывчивы на наши просьбы, ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений. 5. В процессе театрализованных игр: 1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. 2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. 3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, артикуляционного. 4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи. 5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. 6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. 7. Развивается выразительная публичная речь, ребенок учится не стесняться присутствия посторонних слушателей. 8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. 9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. Развиваясь, в процессе театрализованной игры ребенок постепенно переходит: - от наблюдения театрализованной постановки взрослого - к самостоятельной игровой деятельности; - от индивидуальной игры и «игры рядом» - к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей - к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя. Следуя принципу «от простого, к сложному», многократно повторяю один и тот же содержательный материал. Пока это произведение не укрепится в памяти малышей. Известно, что детям раннего возраста свойственна инфантильная амнезия. Дети запоминают яркие события, и некоторое время их помнят, а затем воспоминания об этих событиях угасают и стираются из их памяти. Поэтому, я не однократно в течение учебного года обращаюсь к одному и тому же сюжету. 6.Данное направление осуществляется циклично: 1. демонстрация сказки; 2. игра – театрализация; 3. закрепление изученного материала. Этот цикл можно применять к любому литературному произведению, соответствующему данному возрасту. 7.Использовала методы: демонстрация наглядных средств, беседа, «инструкции к действию», обучение названиям действий в процессе показа. Метод вопросов – и ответов, а также приемы - нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу). Все это проводила в форме театрализованной игры или с элементами игры, совершенствуя речь малыша. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речевой активности, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить, играя». 8.Этапы работы: подготовка атрибутов; организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий; классификация театрализованных игр; консультация на тему: “Развитие речи через театрализованную деятельность” разработка картотеки; разучивание текстов, движений, мимики и т. д.; показ театрализованных спектаклей и мультфильмов; сотрудничество с музыкальным руководителем; подведение итогов проделанной работы. На первом этапе работы по развитию активной речи большое внимание уделяла звукоподражанию, а на втором, работе над звукопроизношением с развитием речевого слуха, дыхания, голоса, артикуляционного аппарата. На 2-ом году жизни работая над развитием активной речи, я использовала все доступные виды театров. Помогала ребенку овладеть ситуативными действиями, учила сопровождать их словами. Развивала способность подражания (малыш становился разговорчивым, не стеснительным). Обучала, игровым действиям с игрушками. Формировала условия для самостоятельной игровой деятельности, таким образом, совершенствуя, речь малыша. Дети, любят слушать взрослого, они эмоционально отзываются, на не большие художественные произведения. А когда в этом участвует «живая» кукла, радости малышей нет придела. Даже приходя домой, они весело поют, «зайка, зайка, попляши…» или «мишка косолапый…». Я стараюсь, что бы день проходил в игре. Дети, увлеченные игрой, легко обучаются, не утомляются, быстро адаптируются. Малышам нравятся развлечения и утренники. Они не боятся взрослых, весело и задорно участвуют в играх и конкурсах. 9.Комплекс игр, используемых мной, для развития речевой активности во второй группе раннего развития, с применением театральных атрибутов: Для того, чтобы ребенок овладел навыками общения, а речь его была выразительной, я старалась обогатить не только активный словарь, но и пассивный. Следующими методами и приемами: 10.Схема методов и приемов, которые я использовала: Активный словарь Пассивный словарь Активная речь ребенка Развитие артикуляционного аппарата Чтение стихов потешек сказок Постановка правильного речевого дыхания Просмотр мультфильмов Экскурсии наблюдения Развитие общей и мелкой моторики Накопление научных знаний Развитие познавательной активности Эмоциональное развитие 11.Взаимодействие с семьями
На ряду, с театральной деятельностью, постоянно провожу: артикуляционную гимнастику; игры по развитию общей моторики; подвижные игры с речевым сопровождением; логоритмические игры с самомассажем, игры – подражания с речевым сопровождением; пальчиковые игры; игры с различными предметами и материалами (смотри приложение). Все игры проводятся совместно с воспитателем, ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Все игры, должны помочь ребенку, как можно быстрее адаптироваться в детском саду. Сформировать в детском коллективе радостное настроение и эмоциональный комфорт. Вызвать у детей желание узнавать «новое», и принимать в этом процессе активное участие. Мои воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Я стараюсь сделать все, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно. Таким образом, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей раннего возраста неоспоримо. Дети нашей группы с помощью театрализованных игр- занятий, упражнений могут решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей. Список литературы 1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».–М. : Просвещение,1991 2. Грушина Л. В. Театр на пальчиках. - М. : Просвещение, 2005; 3. Дащенко Л. М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007; 4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008; 6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010; 7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013 8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М. : Айрис-пресс,2008 9. Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М. : Просвещение, 2006; Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2010 10. Полозова О. Значение театрализованных игр // Дошкольное воспитание//,2011.- N12 11. Тойбар М. Сказка не обманет// Дошкольное воспитание,2011. – N12 12. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 7 июля 2019 в 22:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.