Слонова Татьяна Владимировна, воспитатель
«Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников».На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей. Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. В своей работе я использую следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы с дошкольниками: мнемотехника (мнемоника), синквейны, сказкотерапия, кинизиология, Арт-терапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования и Федеральной образовательной программой к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область "Речевое развитие" предполагает: " владение речью как средством общения и культуры; " обогащение активного словаря; " развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; " развитие речевого творчества; " развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; " знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; " формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности. Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОО современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их используем: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Работать с мнемотаблицей лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т.д. Для полноценного речевого развития во всех возрастных группах должны быть различные методические пособия, большой запас наглядного материала, современного технического оснащения, а также материал, развивающий мелкую моторику. Структура мнемотехники строится по принципу: от простого к сложному - мнемоквадраты (начиная с младшего дошкольного возраста) - мнемодорожки (средний возраст) - мнемотаблицы (старшие дошкольники) Мнемоквадраты - представляют собой несколько предметных картинок, объединённых одной тематикой (например: мнемоквадраты по теме «Зима»).
Мнемодорожки - это несколько мнемосхем выстроенных в одну линию.
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.
Для детей старшего дошкольного возраста мнемосхемы желательно давать в одном цвете.
В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
1.Заучивание стихотворения, алгоритм Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. 2. Отгадайте загадку Синквейны Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна: " первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. " вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. " третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. " четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. " пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Коллаж Коллаж (разновидность мнемотаблиц) - это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа -расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.. Коллаж – это учебное пособие. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно) Кинизиология Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий: " Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.; " Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке; " Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков; " От детей требуется точное выполнение движений и приемов; " Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели. Методы и приемы: " Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата. " Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. " Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. " Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. " Упражнение для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга. " Массаж - воздействует на биологически активные точки. " Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию напряжения. Упражнения могут выполняться - под музыку, - под счёт, - словестное сопровождение, - стихотворное сопровождение для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога. для детей 5-6 лет В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку. для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки. В процессе логоритмических упражнений у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Дети постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником. Сквишетерапия или игрушки «Антистресс» – Антистрессовые игрушки – это мягкие игрушки. Антистрессовые игрушки помогают снимать напряжение, смягчают проявления агрессивного поведения, развивают ручную моторику, что в дальнейшем помогает подготовить руку ребенка к письму. Такие игры дают прекрасную возможность общаться с детьми, радоваться и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Некоторые игры готовят детей к счету, в других дети должны действовать, используя обе руки, что помогает им лучше осознать такие понятия, как выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Используется ЛЕГО- элементы и в дидактических играх и упражнениях. Лэпбук - это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителей и ребенка. Лэпбук - в дословном переводе с английского языка лэпбук означает "книга на коленях". Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала. Сказкотерапия Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. Комплексная сказкотерапия базируется на пяти видах сказок: Дидактические Художественные (народные и авторские) Психокоррекционные Психотерапевтические МедитативныеДидактические сказки (от 3 – х до 6 лет) создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе. Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение. Значение сказок: Сказка «Репка» - помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Сказка «Маша и Медведь» - в любой ситуации можно найти выход, главное не сила, а смекалка. Сказка «Колобок» - жизненно – важный вопрос для ребёнка: что будет, если отойти от мамы? А вот ответ, который можно извлечь из сказки: Первый шаг – хорошо; второй шаг – ничего; третий шаг – нормально; четвёртый шаг – съедят.Сказка «Красная Шапочка» Ш.Перро является сказкой с глубоким смыслом и психологическим подтекстом. Нельзя поступать так, как мама не велит Нельзя разговаривать с незнакомцами Нельзя сходить с намеченного пути Нельзя быть чересчур доверчивойСказка «Золотая рыбка» А.С.Пушкина учит тому, что подарок судьбы надо использовать только на добрые дела, а иначе останешься у разбитого корыта. Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир. Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда. При создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого надо использовать наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры. В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах должны быть организованы книжные уголки и "Полочка умных книг", в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Использовать театрализацию - самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы. Необходимо отметить, что создание условий для речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного образовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать речь, для комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом будущего обучения дошкольника. 26 ноября 2023 в 16:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.