Слонова Татьяна Владимировна, воспитатель
Формирование сенсорных представлений детей раннего возраста средствами природы ближайшего окружения 2021Система работы по развитию сенсорных представлений при ознакомлении с природой Педагогические исследования свидетельствуют, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия как процесса отражения предмета или явления через воздействие на органы чувств. В настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии, схемы, рисунки, чертежи; стали доступными новые компьютерные технологии и интернет, но не стоит забывать и о том, что ребёнка с раннего детства окружает удивительный мир живой природы, полный ярких красок, разнообразных форм, звуков и запахов. Я считаю, что для лучшего развития сенсорных способностей детей, особенно раннего возраста необходимо живое общение детей с миром природы, наблюдения, а так же труд в природе. Поэтому целью моей работы стало развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. Задачи: Воспитывать доброе, гуманное отношение детей к миру природы. Учить детей наблюдать, видеть интересное в природе, вокруг себя. Учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Развивать восприятие детей, умение активно использовать зрение, слух, обоняние, осязание. Формировать простейшие перцептивные действия (погладить, надавить, понюхать и т.д.). Для решения этих задач я использовала 3 основные формы работы по развитию сенсорных способностей у детей: обучение в процессе НОД, на прогулке, в ходе наблюдения за природными объектами и в индивидуальной работе, а также в свободной деятельности детей через игры.Я учила детей видеть сходство и различие предметов по определённым признакам. Дети осваивали такие понятия, как цвет, форма, размер. Развитие сенсорных способностей невозможно без развития речи детей. Их словарь обогащается такими словами как: большой, маленький, высокий, низкий, красный, синий, зеленый, жёлтый и т.д. На первых этапах работы использовались задания типа: «Найди такой же». Предметы сравнивались по одному из признаков. Работа в этом направлении активно велась и на прогулке. Например, когда мы с детьми наблюдали цветочную клумбу на участке детского сада. Сначала мы любовались разнообразием цветов, ярких красок, получали общее положительное впечатление от наблюдения, затем я обращала внимание детей на какой либо цветок и предлагала показать цветок такого же цвета. Такие задания хорошо воспринимаются детьми, и они с удовольствием выполняют их. Для сравнения предметов по форме я часто использовала листья растений, например, рассматривая и знакомясь с деревом берёзой, я обращала внимание детей на форму листа независимо от его цвета и предлагала детям найти такой же (по форме) и показать его. Природа даёт нам огромные возможности для развития сенсорики, чувств, речи, движений. Основной метод обучения на прогулке это наблюдение. Но у маленьких детей (2 – 3 года) наблюдательность, как качество личности, развита очень слабо, поэтому моей задачей было - учить и поддерживать стремление детей замечать изменения в природе и привлекать их внимание к чему-то упущенному, не оставляя это на потом. На прогулке ребёнок сталкивается с массой отвлекающих моментов: пролетела бабочка, проехала машина и т.д., поэтому, чтобы удержать внимание ребёнка, наблюдение я старалась проводить короткие ( 5-7 минут), яркие, интересные и содержательные наблюдения. Этому способствует, во-первых, правильный выбор объекта наблюдения, всплеск положительных эмоций малыша при виде их, во-вторых, образная речь взрослого. Я всегда использую стихотворные тексты, загадки, пословицы, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивает эстетические чувства Например, при наблюдении: За ромашкой: «Стоит в саду кудряшка, Белая рубашка, Сердечко золотое Что это такое?» (ромашка) Осенью: «Падают, падают листья В нашем саду листопад Желтые, красные листья, По ветру вьются, летят» За воробьём: «Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей, Киньте крошек воробью. Я вам песенку спою. «Чик-чирик»». За ёлкой: «Её всегда в лесу найдёшь Пойдешь гулять и встретишь Стоит колючая, как еж Зимою в платье летнем» Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры. Я в своей группе использовала: «Раз, два, три……беги». Например, при изучении понятий «высокий», «низкий», мы определяли с детьми при наблюдениях (дерево высокое и низкое) я объясняла им правила игры, затем говорила: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три, к низкой берёзе беги!» - такая игра очень нравится детям, она развивает их мышление, сенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой. Для того, чтобы заинтересовать малышей, я иногда брала на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д. Тогда использовала такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и один маленький листочек», «Покажем кукле Кате где растут широкие (узкие) листочки», «Выбери для Кати красный (жёлтый) цветок». Для того, чтобы дать детям понятие толстый, тонкий я предлагала им поочерёдно обхватить ствол толстого дерева, вдвоём, втроём затем показывала, что тонкий ствол можно обхватить даже одной рукой. Во второй младшей группе дети учатся различать три градации величины. В этом нам помогали такие упражнения: «Найди листочки- большой, средний и маленький», « Подбеги к высокому дереву» и т.д.. Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, я обращала их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза), а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол. Вначале некоторые дети – Владик, Ваня даже боялись подойти близко к дереву, постепенно боязнь прошла и теперь все дети с удовольствием трогают , рассматривают, обнимают, нюхают исследуемые объекты. На огороде детского сада весной были посажены разнообразные овощи. Мы с детьми сажали крупные семена: бобы, горох, а так же лук. Для того, чтобы правильно посадить лук, необходимо было провести обследование луковицы, обратить внимание детей, какого цвета луковица, какой формы, что у неё есть верхняя и нижняя части. Для того чтобы лук вырос , нужно его посадить донышком вниз. Впоследствии ухаживая за посадками, дети учатся определять, нужно ли полить лук. Я обращала внимание детей на цвет земли, предлагала потрогать её рукой – если она сухая, значит нужно полить лук. При этом не только закрепляются навыки обследования , но и воспитывается заботливое отношение к растениям. Неизгладимое впечатление на детей производит участие в сборе урожая. Собранные овощи, затем приносятся в группу. Здесь мы рассматриваем их, уточняем их цвет , форму, пробуем на вкус, выясняем, что морковка –продолговатая, оранжевая, твёрдая, сладкая. Помидор- круглый , бывает красного, зелёного, жёлтого цвета, мягче, чем морковь. Дети учатся таким приёмам обследования, как – потрогать, надавить, понюхать и т.д., обогащается их сенсорный опыт, а также речь. После знакомства с овощами с детьми проводилась игра « Чудесный мешочек». Овощи складывались в непрозрачный мешочек, дети должны были достать морковь, лук или помидор. После того, как ребёнок доставал овощ, уточняли с детьми, что это именно: лук или морковь. Эта игра очень нравится детям. Она расширяет представления об овощах, а также развивает речь. При проведении этой игры можно использовать загадки: «Я расту на грядке длинная, оранжевая, сладкая» ( Морковь) . «Круглый, гладкий бочок, кто же это?» (Лучок). Я учила детей различать не только цвет, форму и размер предметов, но и знакомила их с запахами. Для этого я принесла в группу несколько овощей и фруктов, предложила рассмотреть их, правильно назвать, затем их разрезала и давала детям понюхать. Они вспоминали, а некоторые узнавали как пахнет тот или иной фрукт или овощ. После этого проводилась игра «Отгадай, что на тарелке.». Ребёнок с закрытыми глазами определял по запаху что перед ним. Почти все дети справились с этим заданием безошибочно. Эти сенсорные качества пригодятся им в течение всей жизни. После того, как дети познакомились с эталонами цвета, я стала использовать их для уточнения цвета окружающих предметов. Для этого показывала эталон, например , карточку красного цвета и предлагала: выбери всё красное. Дети с интересом воспринимали такие задания, а если испытывали затруднения, то результата достигали совместными усилиями. Такие же упражнения можно проводить и с эталонами формы. Для этого можно использовать различные природные материалы: овощи, фрукты, камешки, шишки, листья деревьев. Дети очень радуются, когда к нам на занятие или на прогулку приходит какой-то персонаж, например, Незнайка. Незнайка выполняет задания, например - «Принеси жёлтый листочек». Иногда он ошибается (специально) и дети с удовольствием исправляют его ошибку. Иногда Незнайка просит детей помочь ему, например, разложить камушки, от большого к маленькому. В играх «Что перепутал Незнайка», «Помоги Незнайке найти ошибку» целью является исправление ошибки самими детьми. Это помогает детям обрести уверенность в своих силах, закрепить полученные знания. В песочнице мы тоже не теряем время даром. Дети учатся узнавать свойства песка, ведь если он сухой из него не получиться куличик. При постройке куличей уточняем цвет ведёрка, его размер, сравниваем куличики по размеру, по высоте – закрепляем знания полученные раннее. В группе, в уголке природы у нас есть ёмкость с водой. Здесь мы используем воду для определения тяжелый – лёгкий (камень тонет, шишка плавает). Игра с водой «Вылови рыбку» воспринимается детьми с неизменным восторгом. Ведь рыбки у нас тоже разные по цвету форме, размеру. И если удаётся выловить ту, нужную, это – победа! Перед игрой я уточняю:- «Илюша, какая рыбка тебе больше нравится, эта? Какая она?» (синенькая, маленькая). В этой игре закрепляются сенсорные представления, развивается глазомер, ловкость рук, речь детей, воспитывается настойчивость. Так же в уголке природы имеется коллекция камней. Они разнообразны по форме, цвету, размеру, поверхности. Здесь дети выполняют следующие задания: «Выбери самый большой(маленький) камушек», «Найди самый гладкий, шероховатый». Дети могут выстраивать сериационные ряды от большого к маленькому. В своей работе я знакомила детей и с различными звуками. Для этого использовались музыкальные инструменты (игра: «Угадай, что звучит»). На прогулке мы слушали щебет птиц, чирикание воробья, карканье вороны, мяуканье кошки. Дети с удовольствием запоминали, а потом и узнавали эти звуки. Игра «Отгадай, что звучит» проводилась и по-другому (с использованием природных материалов). Дети узнавали звук переливающейся воды, шорох листьев, стук шишек друг о друга, стук камешков, всплеск воды при падении предмета. Занятия с детьми по сенсорному воспитанию, а так же наблюдения в природе способствовали развитию сенсорной культуры детей, совершенствовали восприятие, развивали умение наблюдать, воспитывали гуманное отношение к природе.
Организация предметно – развивающей среды в группе Организуя предметно - развивающую среду в своей группе я старалась, чтобы в окружении детей находились стимулирующие его развитие материалы: 1. Материалы, использующиеся в процессе специально – организованного обучения. 2. Иной, но похожий 3. Свободный, т. е позволяющий ребёнку применить усвоенные средства си способы познания в других обстоятельствах. Вся предметно-развивающая среда в группе представляет четыре направления развития ребёнка и подчиняется принципу интеграции. Так, в каждом из центров представлены материалы и атрибуты с ярко выраженными сенсорными признаками. Подробно остановлюсь на развивающем и дидактическом материале по сенсорному развитию детей в центре природы. Там есть множество игр по усвоению и закреплению детьми форм, размеров, величины, например, «Найди такой же», «Большие и маленькие», «Чьи детки?», коллекция камней, разных по цвету, форме и величине. В центре природы находятся и комнатные растения: герань, бегония, фикус, фиалка. Здесь же расположены разнообразные природные материалы: вода, песок и яркие красочные наборы для игры и экспериментирования с песком и водой, различные шишки, желуди, ракушки, коллекции камешков. Также там представлено оборудование для проведения простейших опытов: губки воронки, ёмкости для переливания воды и песка, фартучки для детей. Предметно-развивающая среда моей группы соответствует возрасту детей, а материал соответствует предъявляемым ему требованиям, т.е. он эстетичный, безопасный, доступный для детей и имеется в достаточном количестве. Таким образом, в группе созданы необходимые условия для развития сенсорных способностей детей, которые обеспечивают самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность.
Обследование детей раннего возраста по сенсорному развитию В начале учебного года я наблюдала за детьми. При помощи игрушек, различных дидактических материалов, в ходе НОД и свободной деятельности установила, кто из детей узнаёт цвета, правильно называет их. Выявила детей, которые различают градации величины, могут сравнивать, соотносить предметы между собой. Наблюдала, как дети используют свои умения и навыки в играх и повседневной деятельности. Результаты обследования показали, что некоторые дети плохо различают цвета, формы предметов, не имеют понятия о действиях сравнения. Исходя из результатов обследования на начало учебного года , выяснилось, что необходима интенсивная работа по развитию сенсорных способностей детей. Подгрупповая организация работы по итогам обследования позволяла уделять более пристальное внимание каждому ребёнку. В этом помогали специалисты: музыкальный руководитель, инструкторы по физической культуре и плаванию. На прогулке и в свободной деятельности при работе с природными объектами я также использовала разные методы: фронтальный, подгрупповой и индивидуальный. Детям предлагались различные задания с учетом их индивидуальных особенностей, т.к. обследование показало, что динамика развития детей раннего возраста очень различна. В конце учебного года я провела повторное обследование детей по установлению уровня сенсорного развития.
Результаты обследования детей представлены на диаграмме. 1. Узнавание цвета, группировка предметов по признаку цвета. 2. Сравнение по величине двух предметов. 3. Подбор по образцу основных геометрических фигур. 4. Умение обследовать предметы 5. Называние 4 основных цветов спектра. Сравнивая результаты обследования в начале и в конце учебного года я убедилась в правильности выбора темы для работы и её эффективности.
Работа с родителями Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Это в полной мере относится и к сенсорному воспитанию детей. Общаясь с родителями вновь поступивших детей, я увидела, что некоторые из них обеспокоены тем, что дети плохо или совсем не различают цвета, форму предметов. В беседе с родителями я разъясняла им, что овладение сенсорными способностями происходит постепенно , этому способствуют специальные игры, занятия, наблюдения в природе. Я дала рекомендации для родителей по созданию условий для умственного развития детей: 1. Общение взрослого с ребёнком во всех сферах и видах деятельности и, как следствие, доверие малыша к взрослому и готовность общаться с ним. 2. Удовлетворение потребности ребёнка в общении с природой, поощрять игры ребёнка с песком, с водой, с другими природными материалами. 3. Участие родителей в занятиях ребёнка - не оставаться безразличным к принесённой малышом шишке, постройке куличика из песка и т.д.. Создавать положительный эмоциональный настрой при общении с ребёнком. 4. Содействие развитию слуха, зрения, осязания для развития сенсорных способностей малыша. 5. Высокая культура речи взрослых- родителей. Близких людей. 6. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, развивающих игр. Уже на первом родительском собрании я познакомила родителей с пособием по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет «Кроха», где в доступной форме рассказывается о том что и как нужно делать , чтобы малыш развивался полноценно, рос здоровым, умным, самостоятельным, общительным и добрым. Я разработала для родителей несколько простых игр и упражнений, которые можно проводить с детьми ежедневно. Это способствует развитию сенсорных способностей детей. Многие родители стали более активно участвовать в жизни группы. Так мама Данила С. помогла посадить на клумбе новые яркие цветы. Родители Матвея С. часто приносят в группу интересные природные материалы: шишки, камешки с моря, красивые листья. Мама Леры М.- помогает печатать цветные картинки. Всё это обогащает развивающую среду группы, сближает родителей с детьми и с воспитателями детского сада, создает благоприятные условия для воспитания и развития детей. Я думаю, что моя работа по данной теме была успешной. Этому способствовало: изучение мною педагогической и методической литературы работа проводилась последовательно, с постепенным усложнением материала, с учетом возрастных особенностей детей.26 ноября 2023 в 16:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.